Что же
это был за
человек и чем
он интересен
нам сегодня?
Иннокентий
Николаевич
Серышев
родился 15
августа 1883 г. в
Больше-Кударинской
станице
Забайкальской
области (по
другим
данным в
Кяхте) [2]. Его
отец был
священником,
что
предопределило
многое в
жизни
Серышева. В 1900 г.
он
окончил 7
классов
реального
училища в
Троицкосавске.
После этого
потупил на
механический
факультет
Томского
технологического
института,
где
проучился
три года.
Точные науки
не привлекли
юношу: он
решил уйти из
института и
заняться
богословием.
По предложению владыки
Макария, епископа
Томского, Серышев
уехал в деревню, где стал
преподавать в школе.
Как-то раз,
подвыпивши, он критически
высказался о русско-японской войне в
разговоре с солдатами, и его
арестовали. Грозила ссылка, а,
может быть, и более суровое
наказание — вплоть до расстрела -
времена были очень жесткие. Но
Серышева выпустили на поруки, после
этого он дал обет никогда
не пить и не курить. И этому
следовал до конца своей жизни.
Серышев решил принять сан
священника. В Чите владыка Мефодий
рукоположил его в сан дьякона, а
затем, 16 января 1906 г. — в сан
священника. После этого отец
Иннокентий был направлен в
дальний приход. Он сменил их
несколько, причем деятельность его не
отличалась однообразием. Одно время он
занимался кооперацией. Потом, когда в
России возникло движение за
трезвый образ жизни, организовал
одно из Обществ трезвости.
Огромной
вехой в его
жизни стало
увлечение
языком
эсперанто.
Уже в
молодости
Серышев
отличался
тягой к
перемене
мест. В 1910 г. он
получил
разрешение
епископа
Мефодия
посетить
Афон, заодно
побывал в
разных
странах
Европы,
встретился
со своими
единомышленниками
по эсперанто.
Эта поездка
значительно
расширила
кругозор
молодого
священника.
После
возвращения
он работал в Томской
епархии.
1917 год
изменил
жизнь
Серышева. Он
устроился на
работу в
культурно-просветительский
отдел
Алтайских
кооператоров,
был
секретарем,
затем членом
правления
союза.
Гражданская
война
заставила
его покинуть
родной Алтай.
Из Бийска в 1919 г.
он
перебрался в
Томск.
Отказавшись
сотрудничать
с
большевиками,
Серышев решил уехать
на Дальний Восток. Позднее он
вспоминал, что помог ему в тот период
именно язык эсперанто. Имея 200
корреспондентов из 80 стран, он смог во
Владивостоке, где была сильная
эсперантская группа, получить
визу в Японию — для изучения японского
языка. Более двух лет Серышев
провел в Японии. Учил японский
язык в школе жены священника
Российского посольства Петра
Булгакова. Пешком исходил
сотни километров. Целью этих путешествий было
знакомство с методикой преподавания в японских
школах. Серышеву не удалось уехать в
Америку, как он планировал ранее, и в
начале 1922 г. он отправился в Харбин. Там он
сразу же организовал цикл лекций в
Обществе русских ориенталистов.
Вскоре они были опубликованы
в журнале "Вестник Азии" [3].
Серышев сменил много
профессий - работал в железнодорожной
школе, был наборщиком и печатником в
типографии Учебного отдела
Китайско-Восточной железной дороги. В
дальнейшем это помогло ему
организовать свои собственные
издательства.
Не на шутку увлекшись востоковедением,
Серышев сдружился с
известными китаеведами П.В. Шкуркиным
и И.Г. Барановым, исследователем-натуралистом
Н.А. Байковым и
литератором Ф.Ф. Даниленко.
Позднее он оставил о них интересные
воспоминания [4].
В 1924 г. он
основал эсперантское издательство
Oriento — Восток. Под таким же названием он
стал издавать свою газету
на эсперанто, которая выходила с 1
по 20 июля 1925 г.
В
Харбине
Серышев
занялся
изучением
Китая: его
интересовали
как вопросы
религиозной
жизни, так и
китайское
народное
творчество.
Он старался
быть в центре
жизни
китайского
народа, чтобы
приобщиться
к древней
культуре
страны, при
этом не
забывал и о
другой своей
задаче -
познакомить
китайцев,
прежде всего
студентов, с
международным
языком
эсперанто.
Некоторое
время
Серышев
провел в
столице
Китая, где
преподавал
язык в
Пекинском
эсперанто-колледже.
13 декабря 1924 г. в
день памяти
доктора
Заменгофа,
создателя
эсперанто, он
выступил с
большим
докладом на
тему
Содружество
Востока и
Запада. В
Пекине
Иннокентий
Николаевич
продолжил
изучение
китайской
философии,
встречался с
известными
деятелями
Китая, такими,
например, как
Сунь Ятсен.
Серышев
занялся и
изучением
так
называемой
проблемы
желтой
опасности (панмонголизм,
панкитаизм и
паназиатизм).
Он
отправляет
свои статьи о
Пан-Азии в
эсперантский
журнала
Космо, затем
выходят в
свет и работы
О признании
Красного
Китая и О
мировых
штатах
человечества.
Он деятельно
занялся и
изучением
китайского
языка и
иероглифики,
находя в ней
философский
смысл.
Серышев
старался
быть в курсе
событий,
который
происходили
в Маньчжурии
и Японии,
откуда ему
посылали
письма его
друзья.
Предчувствие,
что Харбин
ожидают
новые
проблемы,
заставило
Серышева
ходатайствовать
о получении
визы в
Австралию. И
опять же
помогли
друзья-эсперантисты.
Из Харбина он
уезжает
вначале в
Японию, а в
январе 1926 г.
попадает в
Австралию.
Эсперантисты
помогли ему
получить
место
подсобного
рабочего в
одной из
гостиниц
Сиднея. "По
приезде в
Сидней, -
цитирует
воспоминания
Серышева его
биограф И.
Суворов, — он
около года
работал в
частной
гостинице,
где доил
коров, таскал
уголь, чистил
кузню, мыл
ванные и
уборные и т.д.
Два месяца он
поработал
кухонным
мужиком в
католическом
пансионе-колледже,
а потом в
патри[архате],
где мыл
посуду на 500
столовников.
Год работал
на
стекольном
заводе, два
месяца — на
уборке
ремонтируемых
домов, а
теперь вот (в 1939
г.) уже около
двух лет
работает по
ночам в
русском
ресторане (возможно,
у Гольева) -
моет и
полирует
полы и чистит
кухню, все за
гроши!" [5].
К
глубокому
сожалению
Серышева,
многие
эмигранты в
Сиднее
отнеслись
прохладно к
идее открыть
православный
приход — они
были
озабочены
добыванием
средств к
жизни. "О.
Иннокентий, -
писал И.
Суворов, -
пытался
сговориться
с местным
греческим
епископом о
возможности
совершать
богослужения
в греческом
храме, но
безуспешно, и
ему пришлось
какое-то
время
совершать
службы в
частных
домах. Однако
вскоре этот
епископ
уехал из
Сиднея,
оставив в
храме
настоятелем
архимандрита
Афиногора. Он
пошел
навстречу
русскому православному
священнику и
разрешил ему
служить в
храме раз в
месяц
Божественную
литургию.
Правда,
некоторые
причины
побудили
общину
отказаться
вскоре от
греческого
храма и
перейти к
сирийцам. [...]. О.
Иннокентий,
служа у
греков и
сирийцев,
стал вводить
в службу
новый стиль,
начал читать
Апостола и
Евангелие со
службой на
русском
языке вместо
церковно-славянского,
и употреблял
часто, наряду
с русским,
греческий,
арабский и
английский
языки.
Однажды на
Пасху читал
Евангелие
даже на
эсперанто" [6].
В
Австралии
Серышев не
забыл Китай.
Он стал
сиднейским
корреспондентом
популярного
харбинского
журнала
Рубеж и
церковного
издания Хлеб
Небесный,
публиковался
и в других
газетах и
журналах,
выходящих в
Китае,
Америке и
Европе.
Весьма
деятелен он
был еще в
одной
области.
Смысл своей
жизни он
теперь видел
в подготовке
и выпуске
различных
периодических
изданий.
Тематика их
охватывала и
страны
Дальнего
Востока (непериодический
журнал Азия.
1934-37), и проблемы
эмиграции (Путь
эмигранта.
Непериодический
журнал, орган
Объединения
русской
эмиграции в
Австралии. 1935-38),
и вопросы
православия (Полемический
бюллетень.
Непериодический
орган
самозащиты
заштатного
священника
Иннокентия
Серышева. 1933);
Церковный
колокол -
двухнедельный
орган
Православного
прихода в
Сиднее (всего
вышло 4 номера,
а тираж
составил 5-6
экземпляров).
Первые
свои работы
Иннокентий
Николаевич
печатал на
пишущей
машинке и
размножал у
себя дома на
ротаторе. Так
вышел ряд
ежемесячных
изданий.
Журнал
Церковь и
Наука
являлся
продолжением
Церковного
колокола. До
начала
Второй
мировой
войны вышло
всего 49
номеров,
после войны
увидели свет
50-56. Журнал Путь
эмигранта
насчитывает
всего 48
номеров.
Часть этого
издания была
напечатана
на пишущей
машинке,
часть — в
типографии. В
20 номерах
издан журнал
Часы досуга, в
минуты
раздумья. Он
также был
отпечатан на
обычной
машинке.
Большей
частью
материалы
этого
издания были
религиозного
и
богословского
характера.
Оно являлось
как бы
продолжением
журнала
Церковь и
Наука.
Критике
разных
нерелигиозных
течений были
посвящены 3
номера
журнала
Критический
сборник. Отец
Иннокентий
считал одной
из важных
статью этого
журнала,
рассматривающую
современные
течения
оккультизма
и теософии.
Серышев
был
увлекающейся
натурой. Одна
из его
утопических
идей -
создание на
островах
Фиджи
государства
Новая Россия,
где нашли бы
приют
русские
эмигранты из
стран Тихого
океана и
Европы. "В
одном из
номеров
Сиднейского
утреннего
геральда, -
писал
Серышев, — я
наткнулся на
заметку
Острова
Пасифика (Океании.
- Ред.) на
продажу
такого
содержания:
По сообщению
нашего
специального
корреспондента
из Лондона,
острова
Фанинг и
Вашингтон
предложены к
продаже.
Продавцом
является
компания,
оперировавшая
на этих
островах в
течение
последних
двадцати лет.
Заинтересовавшись
предложением,
совпавшим с
выдвинутым
мною
проектом
самостоятельного
устройства
европейских
русских
эмигрантов
на островах
Фиджи, я стал
следить за
информацией
и скоро был
удовлетворен
в своих
ожиданиях
дополнительными
сведениями о
продаваемых
островах. Это
небольшие
острова и,
вероятно,
сравнительно
недороги. Не
купить ли их
русским
эмигрантам,
угнетаемым в
Европе?"[7].
В 1937 г.
Серышев
открыл
первое
русское
издательство
в Австралии. "После
великих
трудов и
огромного
напряжения
сил и энергии,
- писал журнал
Рубеж, —
нашему
корреспонденту
священнику И.
Серышеву
удалось
основать в
Сиднее
первую в
Австралии
русскую
типографию,
что,
разумеется,
может иметь
чрезвычайно
большое
культурное
значение для
переселившихся
в Австралию
многочисленных
русских
эмигрантов" [8].
Русская
культура — так
назвал
Серышев свое
следующее
издание. Это
был журнал-сборник,
посвященный
культурологии.
В нем
публиковались
биографии
самых
известных
деятелей
культуры
России. Всего
вышло два
номера. Время
от времени
Серышев
выпускал в
свет
страноведческие
журналы
Австралазия
и Азия.
Первый,
посвященный
Австралии и
тихоокеанским
островам,
печатался на
машинке
большим
форматом,
общий объем
составил 80
страниц.
Всего вышло
три номера.
Журнал Азия
рассказывал
о странах
Дальнего
Востока -
Японии, Китае,
Корее, а также
Формозе (Тайвань).
Все три
номера этого
издания
также были
большого
размера и
содержали
иллюстрации.
Вторая
мировая
война
привела к
новой волне
российской
эмиграции в
Австралию.
Серышев
откликнулся
на приезд
соотечественников.
Он стал
издавать
журнал
Православие.
Всего было
напечатано
два номера. В 12
номерах
вышел
Лечебный
сборник. Он
был посвящен
народной
медицине,
средствам
простого
лечения, как
отмечал
Серышев. Он
также
подготовил и
напечатал на
ротаторе
книгу Ольги
Морозовой
Как помочь
больному (199 с.).
Таким же
способом
Серышев
издал
Лечение
голоданием (по
методу Суворина).
В июле 1945 г.
Серышев
выпустил в
свет первую
книгу из
трилогии
Альбом
выдающихся
личностей
России. Хотя
тираж был
немалый — 500
экземпляров,
он разошелся
довольно
быстро. В 1946 г. он
издал вторую
часть, а
вскоре и
третью.
Критика
заметила эти
издания, но
указала на
слабости при
изложении
некоторых
биографий. Серышев
в связи с этим
посетовал на
то, что он
живет вдали
от
культурных
центров, а
некоторых
биографий
нет даже в
подробной Британике
или старых
русских
энциклопедиях.
Ему пришлось
немало
потрудиться,
чтобы по
крохам
собрать
нужные факты.
Были жалобы и
на плохое
качество
фотографий,
что
неудивительно,
ибо Серышеву
приходилось
их подбирать
из старых
журнальных
подшивок.
Иннокентий
Николаевич
Серышев
прожил
долгую,
трудную
жизнь, но
самыми
тяжелыми
оказались
последние
годы. Он
постоянно
находился в
стесненных
обстоятельствах,
откладывая
гроши на свои
издания.
Очень часто
недоедал.
Имея
непростой и
бескомпромиссный
характер, отец
Иннокентий
не находил
поддержки у
окружающих.
Работал он
порой до
изнеможения,
трудился над
своими
проектами до
последнего
дня. Многие из
них остались
в рукописях.
Особенно
ценными
являются его
воспоминания.
В них он
описывает
свою жизнь в
Забайкалье,
события
революции и
гражданской
войны на
Дальнем
Востоке,
деятельность
в Японии,
Китае и
Австралии;
много
страниц
посвящено
этнографическим
наблюдениям.
В своей жизни
И.Н. Серышев
сделал
немало, но, к
сожалению,
оказался
забытым. Скончался
он в августе 1976
г.
Примечания:
1.
Собрание О.М.Бакич
(Канада). -
Письмо И.Н.
Серышева от 21
июня 1965 г.
2. Зернов Н.
Русские
писатели в
эмиграции.
Биографические
сведения и
библиография
их книг по
богословию,
религиозной
философии и
православной
культуре, 1921-1972. — Boston,
Mass.: G.K. & Co., 1973. С. 119-120.
3. Серышев И.
Основы
японской
системы
образования //
Вестник Азии.
- Харбин. — 51, 52.
4. Серышев И. В
земном плане
моего
бесконечного
бытия: в Китае.
- Б.г. Б.м. — T.III, С. 43-46.
5. Суворов И. О.Иннокентий
Серышев.
Биография. //
Австралиада.
- 1995. — 4. С.
8. (Опубл.: // Хлеб
Небесный.
- Харбин, 1940.
- 2. С. 60).
6. Суворов И.
Краткая
история 1-го
православного
русского
прихода в
Сиднее //
Австралиада.
- 1996. No. 8. — С. 11.
7. И.Серышев. Не
купить ли
русским
эмигрантам
два острова? //
Новая заря. — 1936. — С.
4.
8. Первая
русская
типография в
Австралии //
Рубеж. Харбин.
- 1937 — 20 марта.
Иннокентий Серышев с женой и сыном, фото из архива А. М. Топорова:
***********
О. Иннокентий Серышев
1883 — 1976
Отец Иннокентий
Серышев
родился 14
августа 1883 г. в
деревне
Большая
Кудра, в
Забайкалье. В
1902 г. он женился
на Екатерине
Федоровне
Бондаренко.
В 1906 — 1909 гг. о.
Иннокентий
был
приходским
священником
в деревне Доронино,
а в 1910-1913 гг. — в
селении Шергольджин.
Именно в этот
период он
начал
интересоваться
эсперанто, и
посвятил
свою
дальнейшую
жизнь распространению
этого языка. В
1917-1919 гг. он
являлся
членом
совета
директоров
Союза
культурно-просветительских
обществ
Алтайского
края.
С 1920 по 1922 гг. О.
Иннокентий
Серышев жил
в Японии,
изучал
японскую
систему
образования
и написал
книгу "Страна
самураев" (1924).
После Японии
он жил в
Харбине и
Пекине (1922-1924), где
был
преподавателем
в
железнодорожной
школе и
Китайском
колледже
эсперанто. В 1925
г. О.
Иннокентий
Серышев
эмигрировал
в Австралию,
стал
приходским
священником
в Сиднее и в
то же время
редактировал
ряд светских
и
религиозных
1080;сле и на
эсперанто: "Азия",
"Путь
эмигранта", "Церковь
и наука" и др.
Результатом
его
многолетней
работы стала
книга "Great, Outstanding, and Eminent
Personalities of Russia" (1945-1946), в
которой он
собрал
биографии
известных
россиян. О.
Иннокентий Серышев
скончался в
Австралии в 1976
г.
Микрофильмирование
этих
коллекций и
организация
справочно-поискового
аппарата к
ним стали
возможны
благодаря
щедрому
гранту
Национального
фонда
развития
гуманитарных
наук и вкладу
Гуверовского
института и
Музея
русской
культуры. С
микрофильмами
коллекций
можно
ознакомиться
в читальном
зале
Гуверовского
архива.
Оригиналы
архивных
материалов и
авторские
права на них (за
некоторым
исключением)
принадлежат
Музею
русской
культуры в
Сан-Франциско.
*************
Рекламное объявление:
Рецепты супов и соусов на www.vkusniymir.ru помогут разнообразить стол в любое время года. Суп из кваса? Свекольник с редисом? Всё возможно во «Вкусном мире».