(Опубликовано в сборнике: Свет свободомыслия. Н.Новгород, Нижегородский мемориальный музей им.А.Д.Сахарова, 1995. В интернете.)
Эугено Ланти (настоящее имя Эжен Адам, годы жизни 1879 - 1947) не принадлежит к числу всемирно известных мыслителей, так же как не является широко известным общественное движение, в рамках которого проходила его деятельность и творчество. Речь идет об эсперантизме — движении сторонников искусственного международного вспомогательного языка эсперанто, созданного варшавским врачом-окулистом Лазарем Людвигом Заменгофом (1859 - 1917) в 1887 г. Эсперанто — единственный из множества лингвопроектов, который стал по-настоящему "живым", благополучно функционирующим и сегодня международным языком, породившим всемирное сообщество его "пользователей", культурную традицию, литературу и несколько социальных теорий. Одной из них и является созванный Ланти "безнационализм"(sennaciismo).
Француз Э. Ланти (псевдоним происходит от выражения l'anti — "тот, который против") в течение всей своей жизни работал столяром и преподавателем столярного дела. Он был активным организатором международного рабочего движения и одним из создателей в 1921 г. левой рабочей эсперанто-организации "Безнациональная всемирная ассоциация" (Sennacieca Asocio Tutmonda) до сих пор являющейся одной из самых крупных в рамках мирового эсперанто-движения.
Не имея высшего образования, Ланти был самоучкой и претерпел сложную идейную эволюцию от юношеского увлечения католицизмом через анархизм к собственной оригинальной теории, согласно которой главной социально-политической проблемой человечества является его разделение на различные нации и национальные государства.
Главные идеи Ланти содержатся в изданной в 1931 году брошюре "Манифест безнационалистов". "Безнационализм, — дает Ланти определение своему учению, — это культурная доктрина, главными целями которой является:
1. Исчезновение всех наций, рассматриваемых как независимые суверенные союзы.
2.Единая система мирового хозяйства и рациональное использование всей энергии и ресурсов на благо всех людей нашей планеты.
3.Унификация всех систем мер и весов.
4.Употребление безнационального языка (эсперанто) с целью его превращения в единственной язык культуры." /1/
Будучи социалистом по своим убеждениям, многое взяв от марксизма, Ланти считал борьбу за исчезновение национальных барьеров более важной, чем "классовая борьба". Видимо,такие убеждения сформировались у Э.Ланти под влиянием шокирующих впечатление от первой мировое войны (в течение всех четырех лет он был фронтовым санитаром), которую Ланти считал порождением национализма.
Отрицание национальных ценностей носит у Э. Ланти радикальный характер: "Безнационалисты борются против всего национального: против национальных языков и культур, национальных обычаев и традиций".
"Патриотизм - это самая современная и сильная из всех религий. Используя ее, руководители национальных структур достигают того, что добрые, миролюбивые люди становятся палачами, ...уничтожают продукты человеческого труда и ведут себя как сумасшедшие или дикие звери" /2/.
"Существуют отечества, существуют боги. Об этом свидетельствуют казармы и церкви. Но и отечества, и богов сотворили люди, следовательно, они же могут это и разрушить" /3/.
Ланти отрицал, расходясь по данному вопросу с эсперантистами-коммунистами, необходимость борьбы народов колоний за национальную независимость, не считал отрицательным возникновение транснациональных корпораций. "Безнационалисты доказывают, что рабочие в Ирландии, Бретани, Никарагуа, Корее, Грузии, Китае, Индии или других "угнетенных странах" не имеют интереса жертвовать своими жизнями для достижения национальной независимости; они утверждают, что единственно достойной и эффективной борьбой является борьба против хозяев данной конкретной фабрики, шахты, завода."/4/
Э.Ланти подчеркивал, что он не интернационалист, а именно "безнационалист". Задачей, согласно Ланти, является не просто установление справедливых и дружеских отношений между национальностями, а устранение национальных различий как таковых:
"Национальные языки, национальные культуры и другие национальные предметы поклонения должны полностью исчезнуть, или, по крайней мере, сделаться архаизмами...как язык и культура древних греков и римлян".
Создатель теории "безнационализма" осуждал внутреннюю политику СССР: "там власти не ставят задачу устранить национальные различия — наоборот, они помогают малым народам развивать свои национальные обособленные культуры... Безнационалисты вместо этого ввели бы изучение эсперанто во всех школах и таким образом форсировали распространение безнациональной мировой культуры."/5/ Кстати, в СССР были сторонники подобных взглядов — так, украинский поэт Владимир Сосюра (репрессированный в конце 1930-х годов) выступал за введение эсперанто в школах и учреждение его в качестве "государственного языка СССР, а затем - всего мира"/5/. Однако если В.Сосюра настаивал на введении эсперанто как государственного языка СССР желая, чтобы русский язык не имел особого положения по сравнению, например, с украинским, то отношение Ланти к тому, чтобы русский был "официальным вспомогательным языком", сугубо положительно :"Мы,понятно, не выступаем против такого языкового империализма. Как раз наоборот, мы предпочитаем видеть доминирование одного языка на большой территории, чем возрождение патриотических чувств на Украине,в Белоруссии и т.д."/6/
Основанием своих антинациональных концепций Э.Ланти считал подход, согласно которому социальную жизнь надо строить на основе науки; "основываясь на человеческом разуме". Его рассуждения на данную тему напоминают даже не столько аргументы позитивистов ХIX века, сколько философов эпохи Просвещения с их культом разума:"Безнационалисты основывают свои убеждения на констатации того, что разум, изобретающий и создающий, - единственная подходящая база всемирной цивилизации"/7/. Национализм обречен на исчезновение потому, что он тормозит научно-технический прогресс, неизбежно вызывает войны, связанные с неразумным уничтожением производительных сил; заставляет тратить энергию и материалы на вооружение, не дает установиться всемирным хозяйственным рациональным связям. По той же причине, вследствие своей нерациональности и невыгодности для человечества, должен исчезнуть капитализм, паразитический класс буржуазии и другие "многочисленные паразиты: правители, министры, послы, консулы, военные, церковники, переводчики [ведь уже есть эсперанто, делающий их ненужными! - И.С.], маклеры, слуги и т.д. и т.п." "Кто потребляет, но ничего общественно полезного не производит, тот является паразитом и должен считаться вором : всякий паразитизм аморален и непременно наказуем". Работать должны все, когда же речь идет о чем-то сверх разумных потребностей (деятельность для церковных храмов, кладбищ, спортивных соревнований; производство предметов роскоши, моды), то те, кто в этом заинтересован, должны заниматься этим после обязательного рабочего времени./8/
Большое значение сторонник доктрины "безнационализма" придавал "правильной системе образования", связи науки и производства. Ланти был сторонником евгеники и всеобщего "евгенического воспитания".
Средством строительства безнационального мира, достижения "планетарного патриотизма" Эжен Ланти считал язык эсперанто, которому с течением времени придавал все большее значение. Если в 1919 г. Ланти писал:"Мы, во-первых, социалисты...во-вторых, эсперантисты", то позднее он требует "быть, во-первых, эсперантистами"/9/ "...реально объединяет мир... наука, техника - дети Разума, который производит то, чего нет в природе. /10/ Искусственный язык эсперанто — это, по Ланти, квинтэссенция проявления разумности человечества, объективной необходимости преодоления национальных барьеров. Если для самого создателя эсперанто и подавляющего большинства современных эсперантистов международный язык - это язык вспомогательный, то для Э.Ланти, его сторонников "это их главный язык, а национальные языки они рассматривает только как вспомогательное". /11/ Сам автор "безнациональной" доктрины следовал этому принципу даже в быту : в его семье "домашним" языком был эсперанто, и только на нем Ланти разговаривал с эсперантистами даже одной с ним национальности.
Широкое использование международного языка должно создать, согласно взглядам Э. Ланти, особую "безнациональную" атмосферу, привить людям убеждение, что они прежде всего - граждане мира, сделать ненужным следование национальным традициям и победить национализм,"единственную современную религию, которая еще требует человеческих жертвоприношений". В то же время "проповедовать безнационализм неэсперантистам было бы столь же смешно и неуместно, как обучать литературе неграмотного"./12/
Как вспоминает люди, лично знавшие Э.Ланти, он рассматривал эсперанто как одно из самых новых изобретений "технической мысли" человечества и был убежден, что широкое распространение эсперанто неизбежно, как стало неизбежно широкое распространение таких изобретений как автомобиль или телефон. Создатель доктрины "безнационализма" искренне считал, что эсперанто в социально-культурном смысле ценнее "натуральных" языков, так же, как плоды культурных, садовых деревьев лучше тех, что дают деревья дикорастущие. /13/
Нельзя не отметить, однако, что подобные радикальные взгляды на эсперанто в сравнении с другими языками и вообще на национальные проблемы никогда не были преобладающими в Э-движении, даже если речь идет о его первом периоде. Напротив, международный язык рассматривается современными эсперантистами как средство сохранения "малых" языков перед натиском "больших" языков и культур, как средство противостоять экспансии английского языка. Признание вспомогательного характера эсперанто является для нынешних эсперантистов аксиомой.
Э. Ланти считал необходимой чертой "безнационального" мировоззрения антидогматизм, свободу от поклонения различным "идолам".
Сторонник идеи "планетарного патриотизма" любил называть себя еретиком, его любимым философом был Вольтер, произведения которого Ланти переводил на эсперанто.
Атеизм Ланти напоминал атеизм французских материалистов XVIII века : религия несостоятельна, т.к. она противоречит доводам разума и науки, отрицающим существование Бога. Вместе с тем для Э.Ланти не был характерен "воинствующий" атеизм в духе советского "Союза воинствующих безбожников", требование насильственного закрытия храмов и т.п.
Причины существования религии Ланти связывал не столько с религиозной пропагандой и традицией, сколько со склонностью людей к догматическому мышлению. Нередко он толковал понятие "религия" в широком смысле, называя, как видно из вышеприведенных цитат, религией национализм.
Слова "религия","религиозный культ" носили у Ланти ругательный характер. Он насмехался над всеми религиозными обрядами и не раз говорил друзьям, что после его смерти не нужно проводить никаких обрядов, устанавливать памятник, а тело следует как можно скорее сжечь, уничтожить - "без церемоний, как кухонные отбросы" /14/.
Автор доктрины "безнационализма" весьма критически относился ко всякого рода авторитетам, подчеркивая необходимость сомневаться для того, чтобы не попасть под власть какой-либо догмы. Нежелание Ланти некритически воспринимать авторитет Сталина было одной из причин его выхода из компартии Франции и разрыва с советскими эсперантистами.
Вначале отношения между Безнациональной всемирной ассоциацией (БВА/SAT) и Союзом эсперантистов Советских республик (СЭСР) были весьма дружественными. Советские эсперантисты составляли большинство членов БВА. В августе 1926 года в Ленинграде триумфально прошел Шестой конгресс Безнациональной всемирной ассоциации. В честь конгресса в СССР была выпущена памятная почтовая марка, заседания проводили в Таврическом дворце, а почетным председателем конгресса являлся А.В.Луначарский, письменно выразивший поддержку эсперантизму.
Отношение Э.Ланти к коммунистам и СССР меняется, однако, по мере событий происходящие в Советском Союзе и мировом коммунистическом движении. Прежде всего Ланти отталкивало то, что большинство коммунистов и Коминтерн слепо подчинялись Сталину. После выдвижения тезиса о строительстве социализма в одной отдельно взятой стране и фактическом отказе от курса на мировую революцию Ланти стал считать Коминтерн простым инструментом советской дипломатии. Главе БВА и его сторонникам не нравилось и стремление эсперантистов-коммунистов, прежде всего, советских, подчинить себе БВА, в которой сильны были социал-демократические мотивы. Это и привело к расколу БВА в 1928-29 г.г. и созданию коммунистами своей отдельной организации "Интернационал пролетарских эсперантистов".
Эжен Ланти был одним из не столь многих участников западного левого рабочего движения, кто рано распознал сущность сталинского режима и начал активно его разоблачать./15/ В 1935 г. в книге "Строится ли социализм в СССР?" Ланти и его анонимней соавтор (видимо, советский эсперантист) скрывшийся под псевдонимом "М. Ивон" анализировали советскую систему. В книге не только разоблачалось диктаторство Сталина, но анализировалась избирательная система СССР, жизненный уровень рабочих и "новой олигархии", система исчисления заработной платы (книга содержала много статистических сведений, таблиц), говорилось о трансформации марксизма-ленинизма в новую религию. Общий вывод книги : "в СССР правит красный фашизм"/ 16/
В 1935-36 годах Ланти издает журнал "Еретик" с подзаголовком "независимый журнал для борьбы против всяческих догм", также посвященный в значительной степени разоблачение сталинизма.
Многие участники рабочего эсперанто-движения, преобладающая часть которого была настроена просоветски, осуждали Ланти за его антисталинскую позицию, называли ренегатом, предателем. Руководители советского Э-движения приклеили Ланти ярлыки "эсперанто-фашист","социал-фашист" (впрочем, так коммунисты-эсперантисты называли всех эсперантистов, имеющих социал-демократические взгляды). Правота Ланти в отношении сталинского режима трагическим образом подтвердилась в конце 1930-х годов, когда было разгромлено эсперанто-движение в СССР и репрессированы его лидеры, обвинявшие ранее Ланти в клевете на советский строй — Э. Дрезен, Г. Демидюк, Н. Некрасов и другие.
Завершая обзор взглядов Э.Ланти следует отметить нечеткость, непроработанность его социально-политических взглядов, некоторые из которых просто не ясны. Так, противоречиво отношение Ланти к марксизму: считая марксизм руководством к действию пролетариата, используя марксистскую лексику, Ланти не разделял многие положения "истмата", в частности, об определяющей роли социально-экономического фактора в истории. Ланти был сторонником "Мировой Революции", часто употреблял слова "классовая борьба", однако не поддерживал идеи о роли "революционного насилия" и понимал классовую борьбу иначе, чем ортодоксальные марксисты. Не ясны взгляды Ланти по отношению к проблеме государства - кажется, он не вполне отказался от ряда анархистских установок и т.д. Как уже отмечалось, все эти проблемы были заслонены для автора теории "безнационализма" вопросом о разделении человечества на разные нации.
Как можно сегодня оценить взгляды Эжена Ланти? Легче всего было бы, конечно, указать на наивность, упрощенность, радикализм многих его воззрений, архаичность части идей Ланти даже для 1920-30-х годов, незнание достижении современной ему философско-социологической мысли и т.п. Есть соблазн и просто ограничиться тем, что навесить на теорию рабочего-мыслителя ярлык социальной утопии. Однако сегодня, когда мы являемся свидетелями противоречивых, а порой - кровавых процессов, связанных со становлением или восстановлением национальных государств; ростом национализма, успешной демагогии на основе национальных чувств, трудно просто так отмахнуться от многих идей Ланти.
В вышедшем в Великобритании в "юбилейном", 1984 году научном сборнике, посвященном анализу различных утопических социальных проектов, один из разделов называется "Нужность и необходимость утопической мысли". Действительно, любые утопические идеи о лучшей жизни человечества отражают реальные проблемы социального бытия, имеют глубокий нравственный смысл. "Частичную правду" Эжена Ланти, мечтавшего о "планетарном патриотизме","планете-отечестве", о мире, где люди забудут о национальной розни подтверждает, кроме всего прочего, более чем столетний опыт международного сообщества эсперантистов, для которых этнические и культурные различия не являются неразрешимой проблемой.
1. Lanti E. Manifesto de la sennaciistoj kaj dokumentoj pri
sennaciismo. - Paris: SAT, 1970, P.80
2. Ibid., P. 38, 79
3. Цит. по: Waringhien G. Beletro, sed ne el katedro. -
Antwerpen: Flandra Esperanto-Ligo, 1987, P. 105
4. Цит. по: Bormsboom E. Vivo de Lanti. - Parizo: SAT, 1976,
P.77-78
5. Manifesto..., P. 15, 21
6. Ibid., P. 21-22
7. Ibid., P. 39
8. Ibid., P. 57
9. Цит. по: Borsmboom E., P. 30
10. Manifesto..., P. 24
11. Ibid., P. 38
12. Vortoj de kamarado E.Lanti. - Leipzig: SAT, 1931, P. 185
13. Manifesto..., P. 77
14. Vortoj..., P.10
15. Интересно отметить, что Э.Ланти был лично знаком с Дж.
Оруэллом, которому приходился дальним родственником. Возможно, что
впечатления о грамматике эсперанто повлияли на то, что Оруэлл писал о
строе "новояза".
16. Цит. по: Bormsboom E., P.137
17. Utopias./ Ed. by Alexander P., Gill R. - L.: Dyckworth, 1984.